Фотосъемка: Основные правила

Фотосъемка: Основные правила

Заполним бачок проявителем, температура которого должна равняться указанной в рецепте. В темноте зарядим фотопленку в катушку бачка, придерживая ее за края. Погрузим катушку в проявитель (необходимо, чтобы фотопленка была вся покрыта проявителем), закроем бачок крышкой, после чего можно зажечь свет. Проявляем точно согласно указанному времени, при этом часто поворачиваем катушку в бачке (иначе фотопленка может неравномерно проявиться). По истечении положенного времени выльем проявитель из закрытого бачка, нальем в него воды, затем ее выльем и заполним бачок фиксажем. При этих операциях нет необходимости тушить свет. Оставим пленку в фиксаже на 15—20 мин. (Лучше фиксировать фотопленку в другом сосуде — большом стакане, керамической чашке или другом бачке. В этом случае фотопленку перекладываем в закрепитель в полной темноте. Только после фиксирования можно зажечь свет.)

После фиксирования откроем бачок, фиксаж осторожно сольем в бутылку, а фотопленку промоем прямо в бачке, присоединив к нему резиновый шланг от водопровода, чтобы вода была проточной. (Если у вас нет проточной воды, то необходимо промывать, сменяя воду не меньше десяти раз, примерно через каждые 5 мин.) Если вы проявили большее количество фотопленок, то можете их промывать не в бачке, а в каком-либо большом сосуде, например в тазу. Надо только зажимом скрепить пленку в петлю, чтобы чувствительный слой не прикасался к стенкам. (Если нет проточной воды, то и тут нужно воду через каждые 5 мин сменить примерно десять раз.)

Основные правила проявления

  • точно выдерживать время проявления, рекомендуемое для данного проявителя;
  • точно выдерживать температуру проявителя (18 или 20°С);
  • содержать в чистоте бачок для проявления и сосуд, в котором приготовляют проявитель. После использования их необходз!мо сразу вымыть и высушить;
  • не путать проявитель и не смешивать его с фиксажем. Достаточно нескольким каплям фиксажа попасть в проявитель, чтобы снимок был испорчен.

Для самой работы необходимо иметь следующие принадлежности: бачок для проявления с лентой-коррекс или со спиралью, термометр, проявитель, кислый фиксаж и два зажима для белья.

Позитивы получить нетрудно. Для этого необходимо иметь копировальную рамку или копировальный прибор, если мы хотим контрольные карточки получить контактной печатью, или увеличитель и рамку, если желаем контрольные карточки сделать большего размера, нежели негативы. Далее необходимо иметь три кюветы размером не меньше, чем величина снимков (не меньше 13X18 см, но лучше всего 18X24 см). Одна кювета предназначается для проявителя, вторая — для останавливающего раствора (это 2%-нъгй раствор уксусной кислоты или 3%-ный раствор кислого бисульфита) и третья — для фиксажа. Необходимо иметь два пинцета: один — для проявителя, второй — для фиксажа, чтобы не касаться растворов руками. Отметьте, для какого раствора предназначены кюветы, и наливайте в них только фиксаж или проявитель (также пинцет для фиксажа не должен попадать в проявитель). Затем необходимо не-актиничное освещение комнаты, к которому фотографическая бумага не чувствительна. Обычно это оранжевое освещение (оно дает контрасты, которых при белом свете не будет) или еще лучше — зеленое. Далее, какой-либо готовый проявитель и фиксаж. Печатать лучше всего на тонкой белой глянцевой фотобумаге трех степеней контрастности: нормальной, мягкой и контрастной.

При контактной печати негатив и фотобумагу уложим в копировальную рамку или в копировальный аппарат эмульсионными слоями друг к другу. Если хотим, чтобы контакт имел белые края, положим между негативом и фотобумагой маску (рамку). Потом будем освещать фотобумагу через негатив матовой лампочкой (примерно 60 вт), если у нас нет специального копировального аппарата, причем всегда на одном и том же расстоянии (коробку с фотобумагой не забудьте хорошенько закрыть).

Вставим негатив в негативодержатель эмульсионным слоем к объективу фотоувеличителя. Потом настроим увеличитель на требуемый размер изображения, наведем на резкость, поставим диафрагму 5,6. Положим на экран фотоувеличителя фотобумагу светочувствительным слоем вверх и будем экспонировать ее, включив лампочку фотоувеличителя.

Правильное освещение проверим на полоске бумаги, последовательно экспонируя ее участок за участком.

Помните важное условие, от которого зависит успех работы, настолько простое, что его обычно забывают. Вот оно.

Выдерживать правильное время проявления, которое в зависимости от состава проявителя и сорта фотобумаги колеблется от I1/? До 3 мин при температуре проявителя 18—20°С.

Первое основное правило: только выдерживая время проявления и температуру проявителя, можно правильно определить выдержку и контрастность фотобумаги, необходимую для данного негатива.

Если снимок по истечении 3 мин слишком темный — значит, была передержка: необходимо сократить время освещения.

Если снимок по истечении 3 мин слишком светлый — значит, была недодержка: необходимо удлинить время освещения.

Фотосъемка: Основные правила

Если снимок по истечении 3 мин правильно экспонирован, но серый, примените более контрастную бумагу. Если снимок по истечении 3 мин правильно экспонирован, но жесткий, контрастный, без полутонов, надо применить более мягкий сорт бумаги.

Экспонированную фотобумагу кладите в проявитель слоем вниз, по одному листу, плавно и быстро, иначе фотоотпечаток будет неравномерно проявляться. Кювету затем надо слегка покачивать.

При ярком или слабом лабораторном освещении темной комнаты получаются плохие, серые или слишком контрастные снимки.

Второе основное правило: не торопиться.

Вы должны быть терпеливыми. Не только начинающий, но и опытные фотографы делают один и тот же фотоотпечаток иногда десять, а то и больше раз, пока не получат удовлетворительного результата.

Третье основное правило: не экономить проявитель.

Одного литра проявителя и одного литра фиксажа хватает примерно на 100 снимков размером 13X18 см. Проявителя в кювете должно быть всегда достаточное количество; не рекомендуется его применять второй раз. Хорошенько обозначьте содержимое бутылок — иначе трудно будет отличить проявитель от фиксажа. Единственный способ их отличить — погрузить освещенную полоску фотобумаги в раствор. Если полоска почернеет, то это проявитель, если побелеет, тогда в бутылке фиксаж.

Фотоотпечатки фиксируют не меньше 10 мин и время от времени перекладывают их в фиксаже. Промывают в проточной воде не меньше часа, для чего кладут в ванну фотослоем вниз. Сток воды ускорит промывку (между пробкой и сточным отверстием положите щепку или проволоку). Если нет проточной воды, промывают фотоотпечаток в тазу. Менять воду не менее десяти раз, через каждые 5 мин.

Промытые фотоотпечатки разложите на старых газетах или материи и излишние капли снимите губкой или замшей или сложите их по два подложкой друг к другу и подвесьте на шнуре с помощью зажима. Если фотоснимки имеют глянцевую поверхность, положите их мокрыми на вычищенную пластинку глянцевального аппарата и прокатайте по ним резиновым валиком через бумагу.

Потом пластинку положите на теплый глянцевальный аппарат. Когда полотно глянцевального аппарата станет совсем сухим, откройте аппарат и снимите фотоотпечатки. Если у вас нет аппарата для накатки, то снимки можете накатывать в холодном состоянии на совершенно чистое или органическое стекло. Вначале смочите фотокарточки в специальном растворе для накатки*. Потом прикатайте их валиком к стеклу, чтобы между ними и стеклом не осталось пузырьков. Матовые фотоотпечатки можно сушить на глянцевальном аппарате, положив их подложкой на нагревательную пластинку.

Высушенные фотоотпечатки обычно скручиваются. Выпрямить их можно, протянув по краю стола лицевой стороной вверх. Если у вас большие фотоотпечатки, то слегка увлажните их со стороны подложки, сложите влажной стороной друг к другу и оставьте в течение 24 час под прессом.

Posted on by metalscrap in Фотография Комментарии отключены