Токарные работы были и остаются искусством

freza

До момента появления станков в современном виде токарные работы были уделом опытных мастеров и настоящим искусством. Ручное управление передвижением и прижатием резца кроме мастерства требовало грубой физической силы.

Революция в токарных работах случилась при Петре І

К 1710 г. появились более-менее автоматизированные приводы вращения, но резцами мастера управляли вручную. Идея закрепить резец на станке и перемещать суппорт пришла в голову Андрею Нартову. Через месяц его токарня опередила конкурентов, предлагая:

  • Точную и быструю нарезку резьбы нужного диаметра;
  • Рифление поверхности или нанесение сложного узора;
  • Обточку сложнейших форм вращения;
  • Ювелирную работу с обтачиваемыми заготовками.

Надо заметить, что общепринятых стандартов точности тогда ещё не разработали, но по сохранившимся образцам можно делать выводы. Метрологи сходятся во мнении, что погрешность (допуск) вписывался в современные требования ~ ± 0,04 мм. При этом по общепринятым стандартам квалитет точности деталей соответствовал 1, а это высокий показатель.

Фактически тогда были заложены современные технологии, позволившие устранить из металлообработки «ручную ошибку». Некоторые эксперты считают, что тогда токарное дело стало ремеслом, перестав быть искусством. На самом деле это неверно, так как до автоматических станков было ещё далеко, да и сегодня работа мастера с металлом сродни творческому процессу.

Фрезерные работы искусством оставались дольше

Удивительно, но такие соседи по мастерской как токарное и фрезерное дело почти полтора века были в разной степени механизированы. Токарный станок уже усовершенствовали, а фрезерный только появился в 1830-х в США. Правда, доведение до современного вида фрезеровальных станков шло быстрыми темпами.

В 1860 г. американцы представили первый цельнометаллический станок, ставший прототипом всех современных образцов. С того момента развитие технологий шло поступательно, без заметных прорывов и революций, в основном, направленное на повышение точности обработки. Эксперты отмечают, что в этом отношении фрезерные работы достигли абсолютного предела (физических) размеров. Поясним, о чём речь. Абсолютный (реальный, фактический) размер детали самого высокого квалитета допусков не может быть измерен с одинаковой точностью. На отклонение допусков повлияет даже незначительное изменение температуры (любой материал «дышит» при изменении температур).

Представляете, до какой точности дошёл уровень обработки металлов!? Приятно, что в Украине есть производства, на которых сохранили традиции и опыт мастеров. Именно поэтому отечественная промышленность выдержала кризисы и не развалилась, несмотря на негативные прогнозы.

Работа с металлом была и остается востребованной, и кто бы что ни говорил, токарное дело и фрезерное остается искусством. А мастера – настоящими художниками своего дела, способными создать поражающие воображение детали.

Posted on by metalscrap in Техника Комментарии отключены